статьи Джона Фроули

КРУГОВОРОТ ВОДЫ


СТАТЬЯ ДЖОНА ФРОУЛИ:

КРУГОВОРОТ ВОДЫ

Перевод статьи: Оксана Романова

Одним из ключевых образов в системе традиционных знаний а, следовательно, и в нашей астрологии является круговорот воды. Солнце посылает свой свет океану, забирая его соленую и бесплодную воду и собирая её в облака, откуда она проливается на нас в виде дождя — пресной воды. Это типичный пример действия Божественного Милосердия в подлунном мире.

Учёные, наши младшие братья, слишком умные для собственного блага, свели бы ритуальные образы этого цикла к обыкновенной потребности в дожде. Так, например, когда они смотрят на замечательные фрески храма в Коронадо (штат Нью-Мексико), каждая из которых обращена к дарующим дождь божествам, они видят общество, одержимое необходимостью поливать свои посевы и, следовательно, необходимостью снискать благосклонность сил, способных ниспосылать эту воду как дар. Хотя, имея достаточное количество здравого смысла для основания своей деревни на берегу Рио-Гранде, дающей не только всю требующуюся деревне пресную воду, но также рыбу и, учитывая течение реки с севера на юг, перелетных птиц, то есть, более надёжную доставку еды до двери, чем это делает Domino’s Pizza, жители Коронадо всё-равно были, по всей видимости, настолько тупыми и ограниченными, что все их религиозные обряды сводились к потребности ливня. То, что я уже отмечал ранее, когда говорил о том, чем наши младшие братья считали поклонение Солнцу, мы также видим и здесь: изображения – это образы. Потребность в проливающейся в душу пресной воде милосердия, примером чего может служить польза спорадического ливня.

И вот, вдумываясь в одни из самых прекрасных слов,

Не действует по принужденью милость;

Как теплый дождь, она спадает с неба

На землю и вдвойне благословенна:

Тем, кто дает и кто берет ее.

(1)

Мы многое теряем, рассматривая этот образ единственно как милосердие, даруемое свыше. Это так и есть, но здесь Шекспир даёт нам прямую ссылку на круговорот воды: посредством тепла Божественного света солёная вода справедливости возносится наверх, где она превращается в милосердие. И это происходит не по мимолетной и случайной прихоти некого великодушного божества, но является неотъемлемой и конструктивной частью Творения. Пренебрежение этим ограничивает значение этого блестящего образа, ибо торжество милосердия над справедливостью – центральная тема пьесы. И, поскольку побочные сюжетные линии всегда перекликаются с основной темой, именно и единственно этот образ круговорота воды объясняет сцену с ларцами в «Венецианском купце».  

Джеймс Д. Линтон, «Венецианский купец»

В словах Порции «признайтесь — и живите», обращённых к Бассанио, содержится аллюзия. Открывая крышку свинцового ларца (свинец = Сатурн = солёная вода = Шейлок), Бассанио принимает справедливость, подразумеваемую признанием, и находит внутри изображение самой Порции – то самое вожделенное милосердие. Алхимическая отсылка этого момента совершенно очевидна и полностью согласуется с астрологической.

Согласно древним, Сатурн управляет морем (которое, как и всё остальное, имеет различных управителей, актуальность которых зависит от рассматриваемых нами качеств моря), что объясняется тем, что, оставляя какой-то холодный и твердый предмет (Сатурн) на ночь, мы наутро обнаруживаем его покрытым влагой. Это объяснение, вне зависимости от результата эксперимента, было столь же неубедительно тогда, как и сейчас. Управление обусловлено теми соображениями, что соленая вода ассоциируется со справедливостью, а пресная вода – с милосердием. Несомненно, что именно это является причиной того, что, согласно древним текстам, Сатурн бывает в определенные периоды времени влажным. При том, что сами временные периоды вызывают разногласия, сама идея сохранилась вплоть до эпохи современной традиционной астрологии. Ко времени Лилли она осталась только в указаниях по оценке темперамента. Это главный вопрос, к которому мы еще вернемся.


Каждый элемент (стихия) Зодиака содержит три знака, выражающих этот элемент в его кардинальной, фиксированной и мутабельной модальностях (2). Кардинальная модальность – это начальный момент творческого импульса в элементе; фиксированная — это реализация полного потенциала этого элемента, проработка всех его возможностей; мутабельная — это возвращение элемента к его божественному первоисточнику. Круговорот воды наиболее нагляден в знаках Воздуха (вспомним, что этот цикл создает пресную воду, приравнивающуюся к разуму: Водолей – единственный знак Зодиака, в котором мы видим пресную воду), так что давайте начнем с этого элемента (стихии).

Кардинальный знак Воздуха – Весы. Их глиф состоит из двух параллельных горизонтальных линий, указывающих на верхнюю и нижнюю воды. Как можно предположить на основании того, что отличало эти воды друг от друга во второй день Творения, этот образ несёт в себе глубочайший смысл: это первое, что происходит после начального Божественного волеизъявления и отделения света от тьмы. Здесь нас интересует аспект различения между справедливостью и милосердием. Прямая горизонтальная линия знака Весов указывает на справедливость; а линия с изгибом, символизирующим радугу (печать Завета Бога с Ноем) – на милосердие. Линия с изгибом находится выше прямой линии, потому что:

«Божественная милость всегда превосходит Его гнев».

Физическое проявление того, что заложено в Творении на столь глубоком уровне – во второй день — это круговорот воды. Справедливость – те отвратительные существа, которые мы из себя представляем, искупаются Солнцем (образом Божественного), проливающим на эти отвратительные существа свет своих лучей и навсегда спасающим нас от самих себя, чтобы возвысить до чего-то лучшего.

Кардинальный знак — это активизирующая (или инициирующая) модальность элемента (стихии), вспышка первоначальной искры творческого импульса. Так, в кардинальном знаке Воздуха мы видим зарождение в мире справедливости и милосердия. Отсюда хорошо известная склонность Весов как солнечного знака к уклончивости и нерешительности: что за выбор они совершают в то время, как мы с нетерпением ждем их решения, между чем и чем? По существу, они выбирают между справедливостью и милосердием. Эта задача далеко не из легких, тем более что, согласно природе первоначального творческого импульса, кардинальный знак направлен в мир. Глядя в мир, справедливость и милосердие кажутся хорошо различимыми; и только взгляд в обратную сторону, из мира, показывает, что действия Юпитера и Сатурна не только взаимосвязаны, взаимозависимы, но и одинаковы.

Весы — знак осеннего равноденствия, водораздела между летом и зимой, милосердием и справедливостью. Этот знак — новичок в мире Зодиака, он был известен ранее как Клешня Скорпиона. Скорпион же — ужасное чудовище, символизирующее Необходимость, одна клешня которого ассоциируется со справедливостью, а другая – с милосердием: суровый человек с вытатуированными «Любовь» на одном кулаке и «Ненависть» на другом.

Итак, кардинальные Весы приносят в мир справедливость и милосердие. И поскольку нам, увы, уже хорошо известно о существовании справедливости, самым главным здесь является то, что они также приносят и милосердие, на которое указывает радуга. Наш добрый читатель может самостоятельно исследовать эти широко известные символы и образы. Я же приведу лишь один пример: радуга сразу же побуждает вспомнить Ноя. Ворон и голубь: Сатурн и Венера, планета в знаке своей экзальтации и управитель Весов, причем Венера, как говорит Овидий и напоминает Великовский – чадо Юпитера, крохотный фрагмент милосердия.

Ной и Божье Милосердие

Фиксированный Воздух — это Водолей, глиф которого обычно интерпретируется как изображение морских волн. Но эта интерпретация не может быть исчерпывающей, потому что морская вода солёная, а вода, которую льёт Водолей – свежая пресная вода. Как объясняет нам Рене Генон (см. главу «Свет и дождь» в книге Рене Генона «Символы священной науки» — прим.), этот глиф — древний солнечный символ. Приведённая иллюстрация взята из ассирийской таблички IX века до нашей эры. От Солнца исходят два вида лучей. Прямые линии указывают на исходящий от него свет, а волнистые – на тепло; но волнистые линии также символизируют и воду. И эти два значения разрешаются в доктрине круговорота воды. Линии в глифе Водолея ещё раз указывают на верхние и нижние воды. В кардинальных Весах мы видели зарождение справедливости и милосердия как искру начального импульса, в фиксированном же знаке Водолея, мы наблюдаем этот цикл в работе: своим сиянием Солнце постоянно возносит и очищает нижние воды, чтобы они проливались в виде дождя и возвращались в солёный океан.

Фрагмент ассирийской таблички IX века до н.э.

В глифе Близнецов, мутабельного знака Воздуха, мы снова видим параллельные линии, представляющие собой верхние и нижние воды, справедливость и милосердие, человеческое и Божественное. Фиксированная модальность элемента (стихии) связана с исследованием всех возможных проявлений этого элемента (стихии). Мутабельная же модальность возвращает нас обратно к Божественному или, в меньшем масштабе, к логическому «следующему» этапу в тварном мире — следующему дню, следующему циклу, следующему костру. Глиф Близнецов указывает нам на ось солнцестояний, ассоциирующуюся с двойственностью, эта ось непосредственно отождествляется с верхними и нижними водами.

Глиф Близнецов – это образ Геркулесовых столпов, ne plus ultra (крайний предел, «ничего дальше» — прим.) древнего мира. Мир, конечно же, всегда простирался дальше географических столпов: моряки регулярно плавали через это место в Средиземное море. Но эти столпы, имеющие прямую символическую связь с осью солнцестояний, помечают границы нашей жизни. Гераклу предстоит найти Яблоки Гесперид — Благословенные острова, расположенные за этими столпами. (Куда вы попадёте, если проплывете через Геркулесовы столпы и продолжите плыть дальше? Вот почему Нью-Йорк известен как Большое Яблоко.) Будучи смертным, Геракл не может выйти за их пределы, так что он заключает сделку с Атласом, предлагая подержать за него Небо, если тот сходит за яблоками. Атлас, решив, что он повстречался с простофилей, готовым взять на себя его малопривлекательную обязанность, с радостью соглашается и приносит яблоки. Геракл же, при помощи хитрости, обратно меняется с Атласом местами. В контексте этого размышления важным моментом является выход за пределы двойственности милосердия и справедливости, жизни и смерти, которые ограждают нашу земную жизнь, чтобы достичь и вернуть себе то ощущение мира за её пределами, которое принесёт нам избавление.

Согласно Генону, на испанских монетах были изображены Геркулесовы столпы, глиф Близнецов, с обвитой вокруг них лентой, на которой было написано «ne plus ultra» («ничего дальше»). По его словам, этот символ был заимствован как символа доллара — от которого, ну конечно же, и происходит ne plus ultra.

Realdeaocho (8 реалов), Мексика (колония Испании), 1737 год


А теперь давайте посмотрим на этот же цикл в других элементах (стихиях). Овен — это кардинальный Огонь: начальная искра, проявление первичного Божественного творческого импульса в стихии Огня. Это мимолетная искра зажигалки или спички. Фиксированный Огонь — это начальный импульс, едва ли превосходящий идею Огня, который раскрывается во всём потенциале, во всех своих возможностях. Это огонь, перед которым мы можем сидеть, над которым мы можем готовить пищу, либо который сжигает наш дом. В Стрельце же мутабельная модальность Огня связана с идеей возвращения к своему источнику или, в нашем мире, перехода к следующему циклу. Так что в Стрельце — это собирание тлеющих угольков сегодняшнего Огня, которые нам нужно сохранить, чтобы разжечь новый огонь завтра.

Стрелец связан с Прометеем, имя которого означает «предвидение» («предусмотрительность»), без чего мы обречены тереть друг о друга две палочки каждый раз, когда нам понадобится разжечь огонь. Именно эта характеристика Стрельца — подобрать нечто ценное и передать дальше – обуславливает связь Стрельца с учительством. Он лучник, а не прыгун с шестом: он не путешествует сам, но переносит свои знания в новое место: это передача, а не путешествие.

Лучник — это Хирон, который уже занимал свое место в небе до открытия незначительного объекта, названного в его честь. Хирон был сыном Хроноса (Времени) и дочери Океана, ассоциирующегося с природой наших желаний. Такое происхождение дало ему знания, получаемые посредством жизненного опыта, которые он передавал различным героям. Случайная рана, нанесённая одной из стрел Геракла, пропитанной кровью Гидры (ассоциирующейся с природой желания в её наиболее разрушительной форме), причиняла ему настолько мучительные страдания, что он отдал свое бессмертие Прометею: здесь опять мы встречаемся с идеей передачи.

Жан Батист Реньо, «Воспитание Ахилла кентавром Хироном»


Знаки Земли дают нам аналогичное развитие в цикле семени. Козерог, знак зимнего солнцестояния, видит зарождение в земле семени, посеянного начальной искрой цикла Земли. Как мы уже видели, ось солнцестояния может быть изображена в виде одной или двух линий. Последнее мы видим в знакомом китайском символе инь/янь. Белая половина круга связана с летним солнцестоянием: самым длинным днём в году, когда весело и светло. Но внутри этого света и веселья уже находится семя тьмы, которое будет расти и развиваться, потому что отныне дни будут становиться короче. Это дневной цикл примарного движения Солнца, времен года, колеса Фортуны: это причина, по которой Манилий считает положение на МС (Середине Неба) неудачным; а также и по которой Регул, неподвижная звезда летнего солнцестояния, предвещает успех с последующим падением: даже Цезарь в своё время умрёт (на что указывает тёмное пятно), о чём в момент его наивысшего триумфа шёпотом напоминал ему раб. Единственный доступный путь из самой верхней точки — вниз. Темная половина круга — это зимнее солнцестояние, самый короткий день в году, внутри которого уже находится зародыш новой жизни – как изображение Порции в свинцовом ларце.

Инь/Янь

Эта новая жизнь начинает давать ростки во время весеннего равноденствия, связанного с Альдебараном, яркой звездой созвездия Тельца, фиксированным знаком Земли. Фиксированная модальность — раскрытие всего потенциала элемента (стихии), так что Телец даёт нам всё то, что берёт своё начало из земли, как наши посевы, так и сорняки.

Дева, мутабельный знак Земли, связана со сбором урожая. И здесь мы опять видим образ перехода к новому циклу, когда из собранного урожая фермер отбирает семена, которые будут посеяны, чтобы дать урожай в следующем году.


И, наконец, стихия Воды. Знаки Воды связаны с природой наших желаний, поэтому здесь мы видим цикл природы желания. Тут первая мысль, которая приходит нам в голову, связана с физическими вожделениями; но даже такие похвальные устремления, как приобретение следующего номера «Ученика астролога» (3), также относится к разряду желаний. Примером этого цикла может служить наше стремление к воспроизведению потомства.

Рак, глиф которого представляет собой растянутую версию символа солнцестояния инь/янь, является вратами первоначального Божественного волеизъявления, относящегося к Творению (4). В нашем восприятии, это должно соотноситься с желаниями. Как кардинальный знак Воды, Рак несёт в себе первую искру желания: беспечная мысль «а давай родим ребенка», не задумываясь о всём том, что с этим связано. То, что это за собой влечет, глубоко переживается, вкушается и испытывается в Скорпионе, фиксированном знаке Воды, где желание реализуется во всей своей полноте: родовые муки, боль, рвота, вспышки раздражения… которые никак не учитываются в инициирующей искре Рака. Скорпион – это развитие и раскрытие всех аспектов желания, как того, что было нами посеяно, так и сорняков.

Но получив желаемое, мы сразу же должны от него отказаться. То, чем мы дорожим больше всего, должно быть принесено в жертву. Это – Рыбы, мутабельный возвращающий знак Воды. К счастью, нам не предлагают делать выбор, как Аврааму; но принцип остаётся таким же: жертва должна быть сделана из самого дорогого и лучшего, того, что мы желаем больше всего. Не годится отнести в благотворительный магазин свои изношенные джинсы, которые мы когда-то очень сильно желали иметь. Но после того, как жертва принесена, она вызывает ответ в виде нисходящей благодати, превышающей всё, что было отдано. Это — символическое значение двух рыб, плывущих в противоположных направлениях. Лента, связывающая их вместе, указывает на неизбежность контракта: ответ не является произвольной Божественной милостью, но встроен в систему мироздания, созданную Его бесконечной Благостью.

Евграф Рейтерн, «Авраам приносит Исаака в жертву»


Это краткий обзор модального цикла, содержащегося в каждом элементе. Такой же цикл наблюдается и среди созвездий, как зодиакальных и не зодиакальных. Нам также следует изменить своё представление о неподвижных звёздах: то, что многие из них являются вредоносными, противоречит основным принципам и, следовательно, не может быть верным. Ничто в космосе не было создано во вред, поэтому никакая неподвижная звезда не может по своей природе вредоносной. И Алголь тогда славный парен? Да! Читайте наш следующий захватывающий выпуск, чтобы узнать почему.

Продолжение статьи следует в номере 22 (продолжение было опубликовано отдельно в сборнике Джона Фроули «Мастерская Традиционного Астролога. Ключи к гороскопу», из-во Мир Урании, Москва, 2009 г. Глава «Свойства звёзд». прим.).

Перевод статьи: Оксана Романова

(1) Шекспир У, Венецианский купец, Акт 4, сц. 1, Пер. Т. Щепкиной-Куперник. – Прим. пер.

(2) Один из источников, содержащий изложенное здесь учение о модальностях – Ибн аль-Араби (1165 – 1240), крупнейший представитель и теоретик суфизма, философ, богослов, мистик и поэт. Известен как «Величайший шейх» суфизма. – Прим. пер.

(3) «Astrologer’s Apprentice» – периодическое издание, выпускавшееся Джоном Фроули на протяжении нескольких лет c 1996 по 2005 гг., насчитывающее 22 выпуска. Настоящая статья была опубликована в предпоследнем выпуске №21. – Прим. пер.

(4) «Плодитесь и размножайтесь». Быт 1:28 – Прим. пер.


ПРИМЕЧАНИЯ

философ

Все статьи публикуются с личного разрешения Джона Фроули. С оригиналом статьи можно ознакомиться на сайте Джона Фроули, в разделе «Magazine» — ISSUE 21, «The Water Cycle».


Понравилась публикация? Подписывайтесь на нашу рассылку — впереди ждёт много интересного!

2 комментария

  1. Уведомление: НЕБЕСНАЯ КОСМОЛОГИЯ
  2. Уведомление: НЕПОДВИЖНЫЕ ЗВЁЗДЫ

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: