астрологические статьи

ВАВИЛОН — ВРАТА БОГОВ


ВРАТА БОГОВ

Мардук богам: «Вот Вавилон —

«Врата Божьи» — жильё ваше ныне.

Радуйтесь в нём, веселитесь, ликуйте…»

Энума Элиш (Миф о Творении Мира)

Более четырёх тысяч лет назад, в самом сердце Ближневосточного региона, был основан город, которому суждено было стать не только столицей Вавилонского царства, но и культурным, религиозным и магическим средоточием всего Междуречья. История о его величии и необыкновенной красоте породила легенды, переплетясь с мифами и сказаниями. Им восхищались, о нём писали, его превозносили. Сокрытые в нём знания были магнитом для ищущих ответы на вопросы Жизни душ.

Город Висячих Садов Семирамиды, Вавилонской Башни и непревзойдённых по своей красоте ворот Иштар. Обитель жречества. Политический и экономический центр Ближнего Востока. Первый мегаполис и один из истоков всей Западной цивилизации.

Вавилон — Жемчужина Ближнего Востока. Превратившись в пыль, он оставил неизгладимый след не только в истории всего человечества, но и в истории Астрологии…


ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ

...К Мардуку, владыке богов, обратили слово: 
"Ныне, владыка ты наш, как вольности нам ты назначил,
Благодарностью нашей тебе что еще будет? 
Кумирню воздвигнем, наречем ей имя! 
Почивальню твою, в ней и мы заночуем, и мы отдохнем в ней! 
Мы заложим святилище, место престола!
В день, когда мы прибудем, и мы отдохнем там!"
Как услышал Мардук эти речи, 
Словно ясный день просиял он ликом: 
""Врата бога" постройте, как вы возжелали!
Кирпичи заложите, создайте кумирню!" 
Лопатами замахали Ануннаки
В первый год кирпичи для храма лепили. 
По наступленье второго года 
Главу Эсагилы, подобье Апсу, воздвигли.
При Апсу построили зиккурат высокий. 
Ану, Энлилю и Эйе, как и в Апсу, поставили там жилища.
В величье Мардук воссел перед ними 
От подножья Эшарру они осмотрели до рогов зиккурата.
Когда же закончили Эсагилу, 
Все Ануннаки молельни себе воздвигли 
Триста Игигов земли, триста - небес, шестьсот из Апсу, - всех их собрал он, 
Владыка, в святилище, что жильем его стало 
Он богам, отцам своим, пир там устроил "Вот Вавилон - 
"Врата божьи" - жилье ваше ныне
Радуйтесь в нем, веселитесь, ликуйте"

Именно так в вавилонском мифе о Творении Мира, «Энума Элиш», описывается создание Вавилона и храма Эсагила, посвящённого Мардуку, богами. Один из самых древних мифов, дошедших до наших дней, поэтически повествует о строительстве города, ещё при жизни ставшего легендарным…

Руины Вавилона

В 90 км к югу от Багдада, на территории современного Ирака, недалеко от города Эль-Хилла, молчаливо покоятся развалины былого величия древности — Вавилона. Когда-то город представлял собой величайший мегаполис Ближневосточного региона, сейчас же, о былом величии говорят лишь летописи истории, руины, артефакты, легенды и мифы. Время стёрло с земли один из самых красивых городов в мировой истории.

Первые упоминания о Вавилоне относятся к XXII веку до н.э., в эпоху правления Шаркалишарри, царя Аккада и Шумера — сохранившаяся надпись говорит о строительстве двух храмов в Вавилоне, посвящённых аккадским божествам Анунит и Аба. Хотя многие исследователи полагают, что Вавилон был основан за много веков до этого времени, однако, на сегодняшний день древнейшие находки из Вавилона датируются 2400 годом до н.э., с которым и принято соотносить примерную дату основания города.

Сам город был основан в эпоху Шумерской цивилизации на берегах ответвления реки Ефрат, канале Арахту. На шумерском языке он носил название Кадингирра («KÁ.DINGIR.RA»), что в переводе означало «Врата Богов». Название «Кадингирра» было дословно переведено на вавилонский диалект аккадского языка, на котором звучало как «Вавилон» («Bābili(m)»). В эпоху правления Шаркалишарри (XXII век до н.э.), город представлял собой небольшую общину и являлся городом-государством со своим главой-правителем (шум. «энси») и центральным святилищем в честь шумерского бога Амар-Уту, который явился прообразом Мардука, верховного бога вавилонян.  В период с XXIV по XXII вв. до н.э. территориальные образования Древней Месопотамии, в которые входил и Вавилон, были объединены Саргоном Древним, легендарным основателем династии Аккаде:

Саргон Древний

Объединение территорий Саргоном Древним привело к тому, что вся область Верхней Месопотамии, в которую входил Вавилон, стала называться Аккадом, в честь правящей династии, и сохраняла это название много позже, когда Аккада, как династии, уже не существовало. Также, всё это поспособствовало приходу аккадийцев в Вавилон, которые позже, вместе с шумерами и аморейцами, станут единым народом, вавилонянами.


СТОЛИЦА ВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА

Ключевую роль на Ближнем Востоке Вавилон начал приобретать лишь в XIX веке до н.э., когда царь Суму-абум, вождь амореев, захватил Вавилон и основал в 1895 году до н.э. I Вавилонскую (аморейскую) династию, столицей которой стал город Вавилон. Именно в это время шумеры, аккадийцы и амореи образовали единую народность, вавилонян.

Амореи

Аморейцы придавали большое значение обороноспособности Вавилона, воздвигая стены и оборонительные укрепления. Это было связано с тем, что Вавилония была втянута в войны с соседними племенами и государственными образованиями, номами.

Помимо этого, аморейцы возводили и перестраивали храмы в Вавилоне, а также сооружали и обновляли святилища в честь богов — особое внимание было уделено Эсагилу, древнейшему храмовому комплексу Вавилона, посвящённому Мардуку (шум. Амар-Уту).

В течение ста лет аморейские правители смогли превратить Вавилон в столицу самого сильного царства на территории южно-месопотамской области Аккад и уже к 1800 году до н.э., в ходе многочисленных войн, Вавилон стал играть значительную роль в политической жизни всего региона. Благодаря правлению царя Хаммурапи, в период с 1793 по 1750 гг. до н.э., Вавилония, включавшая в себя изначально всего шесть городов и столицу, город Вавилон, превратилась в значительное царство, увеличив свою территорию и количество городов, более чем в два раза, занимая почти всю область Месопотамии, включая все самые значимые города региона. Это означало лишь одно — Вавилон начал играть главную роль на территории Междуречья, будучи столицей великого царства. Более того, Вавилон превзошёл по своим размерам город Ур, столицу Шумеро-Аккадского царства, став самым большим городом в регионе. Всё это стало возможным благодаря деятельности одного из величайших правителей Вавилона — царя Хаммурапи.


ВЕЛИКИЙ ПРАВИТЕЛЬ ВАВИЛОНА

Период правления Хаммурапи для Вавилона ознаменовался строительством культовых сооружений и возведением дворцов. Хаммурапи много внимания уделял возведению и реконструкции храмов, строительству городских и крепостных стен, орошению полей, строительству и восстановлению водных каналов, административной и политической деятельности — при том, не только в Вавилоне, но и в других городах страны. 

Вавилон при Хаммурапи становится не только важным культурным, политическим и экономическим центром Междуречья, но и религиозным средоточием, в котором ключевое место отводится богам. 

Хаммурапи был прославлен не только как великий правитель и полководец Вавилона, с чьим именем связывают расширение царства, но и как искусный законодатель. Правосудию Хаммурапи отводил одну из самых значимых и ключевых ролей в правлении. Знаменитый Кодекс Законов Хаммурапи является древнейшим из сохранившихся законодательных сборников — высеченный на камне, он является не только произведением древнего искусства, но и бесценным сокровищем в истории правосудия:

Фрагмент со стеллы

Современные исследователи разделяют законы Хаммурапи на 282 параграфа (статьи), разбитые на три части, отмечая, что столь тщательно и детально разработанную систему законов сложно встретить не только в древние времена, но и в Средние Века. Законы Хаммурапи регулировали вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, частного и уголовного права. Многие из законов Кодекса Хаммурапи вошли в состав Римского права, на котором базируется законодательная система практически всех западных стран. 

Хаммурапи и Шамаш (бог Солнца)

Сам Хаммурапи считал, что данные законы справедливы и сильны, так как дарованы богами. Не случайно на самом столбе, сделанном из чёрного базальта, Хаммурапи изображён рядом с богом Солнца, Шамашем — богом правосудия у вавилонян. Хаммурапи сам старался исполнять данные законы в полной мере, так как считал, что престол владычества был Ему дарован богами для справедливого правления, потому, Он старался в полной мере заботиться о благе своей страны и её жителей. Именно поэтому Он проявлял широкий интерес к общественной и административной жизни Вавилонии, полагая что законы принесут мир и процветание государству. 


УТРАТА ВЛИЯНИЯ И КАССИТКИЙ СЛЕД

После правления Хаммурапи для Вавилонии начался период потери былого влияния в регионе. К концу XVII века до н.э., Вавилонское царство постиг кризис, которым смогли воспользоваться хетты и их союзники. Примерно в 1595 году до н.э., Хеттское царство нанесло поражение Вавилонии, ввиду которого город был разграблен и во многом разрушен. Аморейская династия Вавилона прекратила своё существование, а само царство было уничтожено. Хотя Вавилон не был стёрт с лица земли, однако город уже не обладал той значимостью, которой была у него прежде, будучи столицей Вавилонского царства.

Начиная с 1742 года до н.э. на Месопотамию обрушились западно-иранские племена, касситы, которые к XVI веку до н.э. контролировали большую часть региона, включая Вавилон. Завоевав последний, после разрушений, учинённых хеттами, касситы основали в Вавилоне собственную (III) династию и царство Кардуниаш, сделав город своей столицей.

Кардуниаш был крупным государством, территория которого постоянно расширялась. Всё это наложило отпечаток и на сам город, который начал вновь приобретать былое влияние и значимость.

Именно при касситах Вавилон приобрёл регулярный архитектурный план: город окружили прямоугольной стеной, носившей название И́мгур-Энли́ль; территория города была разделена на десять округов, а главные улицы пересекались под прямым углом. Мифология и религия Древней Месопотамии начала выстраиваться касситами вокруг главного вавилонского бога Мардука, всё чаще именуемого «Бэлом», означавшего «Отец» с аккадского языка, а сам город начал восприниматься как священный, благодаря множеству храмов и культовых сооружений. Сами касситы также начали ассимилироваться с местным населением, вавилонянами, став их частью.

К концу XV — началу XIV веков до н.э., правитель Кардуниаша Куригальзу I перенёс столицу царства из Вавилона в Дур-Куригальзу, освободив первый (Вавилон) от общегосударственных налогов и сделав его привилегированным самоуправляющимся городом. Хотя касситы продолжали оказывать влияние на Вавилон вплоть до правления последнего великого касситского правителя Бурна-Буриаша II, правившего с 1366 по 1340 гг. до н.э., однако их влияние в регионе начало ослабевать, чем воспользовались соседние народы — для Вавилонии начинается 150-летний период вавилоно-ассирийских войн.

Примерно около 1223 года до н.э. ассирийский царь Тукульти-Нинурта I захватил Вавилон, в котором разрушил стены и разграбил храмы. В течение семи лет Вавилония находилась под ассирийским господством. 

В XII веке до н.э. для Вавилонии и Вавилона начинается период войн с Эламским царством. Около 1158 года до н.э. правитель Элама Шутрук-Наххунте захватывает Вавилон. Однако, Вавилон подымает восстание, бушевавшее почти три года, под руководством последнего касситского правителя Эллиля-надин-аххе. Восстание было жестоко подавлено сыном Тукульти-Нинурта I — новым правителем Элама, Кутир-Наххунте — город и его святилища были разрушены, Эллиль-надин-аххе был взят в плен и уведён в Элам, а царство Кардуниаш фактически прекратило своё существование.

Хотя элламитам так не удалось присоединить Вавилонию к своей державе, ввиду постоянного сопротивления и восстаний, но над возрождающейся страной нависла новая угроза, исходившая от усилившей своё влияния в регионе Ассирии.


АССИРИЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ

В начале XI века до н.э. царь Тиглатпаласар I, правитель Ассирии, предпринял два похода против вавилонского правителя Мардука-надин-аххе, дяди Эллиля-надин-аххе, захваченного в плен эламитами, в попытке расширить границы Ассирийского царства. Хотя первый поход не причинил существенного вреда Вавилонскому царству, второй оказался более серьёзным и разрушительным — Тиглатпаласар I занял несколько городов Вавилонии, включая Вавилон, где он сжёг царский дворец. Однако, ассирийцы не смогли на долго задержаться в Вавилоне, так как в 1089 году до н.э. Мардук-надин-аххе отбросил их назад, до приграничного ассирийского города Экаллатума. Ассирийцам пришлось сосредоточить своё внимание на кочующих племенах, осаждавших границы Ассирийского царства, в то время как на Вавилонию также стали оказывать давление кочевые и полукочевые арамейские племена, из-за нависшего над Вавилонией и Ассирией голодом. Арамейское нашествие захлестнуло большую часть Ассирии и Вавилонии.

Арамейский царь Адап-аппла-иддин (1067-1046 гг. до н.э.) сумел захватить Вавилонию и узурпировать в нём власть. Хотя Он являлся незаконным правителем, но Его признал даже ассирийский царь Ашшур-бел-кала (1074–1057 гг. до н. э.), в связи с растущей мощью арамейских племён. К 1000 году до н.э. арамейское давление достигло своего пика и постепенно пошло на спад, позволив Ассирийскому царству восстановить свои силы в течение следующего столетия, а затем вернуть себе былое влияние в регионе, благодаря военной экспансии Адада-нирари II (911–891 гг. до н. э.) и Его преемников, Тукульти-Нинурта II (890–884 гг. до н. э.), Ашшур-нацир-апал II (883–859 гг. до н. э.) и Салманасара III (858–824 гг. до н. э.), существенно расширивших территорию Ассирии, от Средиземноморского побережья до гор Загрос и от Киликии до Вавилонии. 

К 745 году до н.э. ассирийский правитель Тиглатпаласар III окончательно восстановил порядок в своём царстве и завоевал Вавилонию, где в 728 году до н.э. был коронован, в древнем городе Хаммурапи. Таким образом, Вавилония, а с ней и Вавилон, стали частью Ассирийского царства.

Однако, Вавилону не суждено было стать столицей Ассирии, так как в 689 году до н.э. вавилоняне подняли бунт, который был жестоко подавлен ассирийским царём Синаххерибом (705–680 гг. до н.э.), сравнявшим город с землёй. После смерти Синаххериба, Его сын Асархаддон (680–669 гг. до н.э.) сделал всё, чтобы в течение двух лет, с 679 по 678 гг. до н.э., восстановить город и придать ему ещё больше величия. Именно при Асархаддоне было начато строительство знаменитого зиккурата Этеменанки, более известного как Вавилонская Башня:

Вавилонская Башня

Асархаддон не только восстановил город Вавилон, но и передал вавилонянам земли, конфискованные у них Синаххерибом в 689 году до н.э.. После смерти Асархадона, Ассирийское царство было поделено между двумя Его сыновьями: Ашшурбанапалу досталась Ассирия и большая часть империи, в то время как Шамаш-шум-укину досталась Вавилония. Раздел царства привёл к противостоянию между двумя братьями, из-за чего в стране разразилась гражданская война, окончившаяся поражением Шамаш-шум-укину и захватом Вавилона Ашшурбанапалом в 648 году до н.э.:

Ашшурбанапал

Ашшурбанапал известен не только как последний великий правитель Ассирии, но и как знаток клинописи, шумерского и аккадского языков, собравший огромную библиотеку в Ниневии, благодаря которой современные исследователи получили доступ к сокровищам знаний древности — глиняным табличкам. Согласно современным подсчётам в библиотеке находилось более 25 тысяч табличек с древними текстами. Несомненно, это крупнейшая из сохранившихся библиотек древности:

Ниневийская библиотека

Вплоть до 626 года до н.э. Вавилон находился под властью Ассирии, пока ассирийский наместник Набопаласар, из племени халдеев, не решил отделиться от Ассирии и стать самостоятельным правителем. Отвоевав вначале северные земли Вавилонии, к 615 году до н.э., Набопаласару удалось завоевать большинство вавилонских земель, включая и крупные города Урук и Ниппур. Всё это послужило разделению Ассирии и её падению и открытию нового, величайшего периода в истории Вавилона.


НОВЫЙ ВАВИЛОН

Благодаря военной деятельности Набопаласара, Вавилон стал не только независимым от Ассирии городом, но он вновь обрёл статус столицы Вавилонии. Набопаласар явился основателем Нововалинского царства, основанного в 626 году до н.э., а также Х Нововавилонской (халдейской) династии.

После смерти Набопаласара, в 605 году до н.э., на Его месте воцаряется один из самых известных и великих правителей за всю мировую историю, царь Навуходоносор II, пришедший к власти 7 сентября 605 года до н.э.. С именем этого правителя связывают наибольшее процветание в истории Вавилона:

Навуходоносор II 

При Навуходоносоре II величие Вавилона распространилось на все близлежащие земли — в городе велись многочисленные постройки, были построены мощные оборонительные сооружения, границы города были существенно расширены, благодаря чему он начал располагаться по обеим сторонам реки Ефрат. Семиэтажный зиккурат Этеменанки, более известный как Вавилонская Башня, был окончательно достроен в это время, обретя завершённость и совершенство. Сохранились слова Навуходоносора II об этом событии:

«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом.»

Главное святилище храмового комплекса Эсагилу, посвящённое Мардуку, верховному богу Вавилона, по приказу Навуходоносора II было изнутри покрыто золотом, что явилось величественным дополнением к выполненным из него же статуям Мардука и его супруги Царпаниту, а также изображениям их слуг. Навуходоносору II мы также обязаны появлению на свет одного из семи чудес света, Висячих Садов Семирамиды:

Висячие Сады Семирамиды

Висячие Сады являются не только шедевром искусства, но и гением архитектурной мысли.

План Вавилона, VI век до н.э.

Сам город был поделён на несколько районов, вокруг него был построен целый ряд оборонительных укреплений. Сохранилась надпись, высеченная на камне по приказу Навуходоносора II:

«Я окружил Вавилон с Востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские воды, водами…»

Численность населения города возросла до порядка 200 тысяч человек, что придало городу статус одного из первых мегаполисов в мировой истории. Население города было смешанным и многонациональным — хурриты, касситы, хетты, эламиты, египтяне, арамеи, ассирийцы, халдеи и захваченные Навуходоносором II в плен евреи. В социальном плане, население было поделено на две основные группы: свободных людей и рабов, и служащих храмов и мирян.

Высокопоставленные жрецы обладали огромной властью, в том числе и над правителем города и страны. Известно, что Навуходоносор II находился в полной зависимости от жреческого сообщества, которое оказывало влияние на все важные события в жизни страны, правителя и людей. В одной из раскопанных надписей говорится, что в городе было 53 храма великих богов, а также 300 святилищ земных и 600 небесных божеств. Одному Мардуку, верховному богу вавилонян, было посвящено 55 святилищ. Входами в город служили семь больших врат, главными из которых были ворота Иштар, ещё один шедевр архитектурного искусства древности:

Ворота Иштар

Сразу за воротами Иштар начиналась Аллея, или Путь Процессий, которая проходила до храмового комплекса Эсагилы. Она являлась центральной улицей Вавилона, по которой происходили церемониальные процессии в честь Мардука:

Путь Процессий (Дорога Мардука)

На нижней стороне каждой плиты клинописью было выбито:

«Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замостил я для процессии великого владыки Мардука каменными плитами… О Мардук! О Великий владыка! Даруй жизнь вечную!»

По свидетельствам Геродота,посетившего Вавилон через сто лет после Навуходоносора II, в городе было множество домов, имевших по три и даже четыре этажа, что делает город поистине уникальным для того времени, в плане архитектуры.  

Навуходоносор II прославился не только уникальными построениями и улучшениями в городе, но и многочисленными войнами с соседними государствами. При Нём велись успешные войны с Египтом, благодаря которым Вавилония существенно расширила свои территории (вся Финикия, а также большая часть Сирии и Палестины были захвачены). Именно в эпоху Его правления евреи были пленены и привезены в Вавилон, где и почерпнули знания для своих священных и магических текстов, включая Талмуд и Каббалу. Иудея стала провинцией Вавилона, а её столица, город Иерусалим, была разрушена в 586 году до н.э..

Нововавилонское Царство

Эпоха Навуходоносора II явилась величайшей и в то же самое время последней из великих эпох в истории Вавилона.


ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА

Правление Навуходоносора II окончилось в ночь на 7 октября 562 года до н.э.. За смертью последнего великого правителя Вавилона последовала серия дворцовых переворотов, в которых власть посменно переходила от одного правителя к другому: 

• С 562 по 560 гг. до н.э., Вавилоном правил Амель-Мардук, старший сын Навуходоносора II.

• С 560 по 556 гг. до н.э., Вавилоном правил Нергал-шарр-уцур, муж сестры Амель-Мардука, убивший последнего.

• В 556 году до н.э., менее десяти месяцев Вавилоном правил Лабаши-Мардук, сын Нергал-шарр-уцура, убитый сподвижниками Набонида.

• С 556 по 539 гг. до н.э., Вавилоном правил Набонид и Валтасар, соправитель Набонида.

В эпоху правления Набонида начала возвышаться персидская империя Ахеменидов, захватившая Вавилон в 539 году до н.э.. С падением Вавилона пало и Нововавилонское царство, во многом благодаря недовольству и волнениям иудеев в стране. Именно с этого времени Вавилон прекратил своё существование, как часть государства Вавилонии.

Влияние персов удалось преодолеть лишь после вторжения Александра Македонского в IV веке до н.э., однако город уже начал ослабевать, а его население сокращаться. Хотя сам город простоял ещё несколько веков, но он уже не играл той значимой роли, которая была отведена ему историей до этого, хотя и продолжал быть источником вдохновения, мудрости и знаний для последующих поколений. После III века до н.э. город начал приходить в упадок и уже в начале II века н.э. от города остались практически одни руины. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История великого города Вавилон и царства Вавилонии была отражена в труде вавилонского историка и жреца бога Бэла, Бероса (350/340-280/270 гг. до н.э.) — «Вавилонская (халдейская) история», написанная им на греческом языке.

Труд представляет собой сочинение в трёх томах по истории древней Месопотамии от Сотворения мира до эпохи Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.). Кроме того, в трудах Бероса отражены религиозные тексты и мифы вавилонян, а также космогония жителей Месопотамии. Помимо этого, Берос основал на острове Кос первую Астрологическую Школу в Древней Греции, благодаря которой греки, а с ними и Запад, смогли воспринять астрологическое наследие Вавилона. Авторитет Бероса у греков был столь велик, что Ему ещё при жизни поставили статую с золотым языком в Афинах, символизировавшую то, что из Его уст исходила лишь Истина:

Берос

Кроме того, в IV веке до н.э., Кидинну основал в Вавилоне астрологическую школу, просуществовавшую более двух столетий, в которой обучались, что доподлинно известно, в том числе и греческие студенты.

Таким образом, оглядываясь назад, в историю, мы видим, что Вавилон оставил значительный след в развитии не только нашей цивилизации, в целом, но и Астрологии — Традиционной Западной Астрологии. Оставив после себя ореол славы и величия, лишь сохранившиеся исторические тексты, архитектурные остатки, сказания и легенды могут ныне поведать о Вавилоне — легендарном и великом городе древности… 

АВТОРЫ СТАТЬИ: АНДРЕЙ ГЕНЕРАЛОВ И НАТАЛЬЯ ГЕНЕРАЛОВА


Понравилась публикация? Подписывайтесь на нашу рассылку — впереди ждёт много интересного!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: